27.11.2013

Бібліотекар: Рашевченко Тетяна Олександрівна


 

 

 

 

 

Ласкаво просимо до бібліотеки

 

В читальному залі шкільної бібліотеки регулярно

проводяться тематичні книжкові виставки, бібліотечні уроки,

присвячені видатним і пам'ятним датам.

 

Режим роботи бібліотеки :

Понеділок - п'ятниця з 8:00 до 17:00

Перерва на обід 12:00 - 13:00

 

Бібліотечні уроки

 

Библиотечный урок в 4-м классе "О книге и библиотеке"

Цель урока: изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.

Задачи:

  • знакомство с историей письменности и книги
  • привлечение детей к чтению книг
  • воспитание бережного отношения и любви к книге
  • привлечение детей к регулярному посещению библиотеки

К уроку готовятся к н.выставки: "Путешествие в удивительный мир книг”

"Книжки про книжки”

На уроке использовалась презентация

Цитата: Книги – корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению.

Ф.Бэкон

Слайд 1.

Ребята, мы с вами с самых ранних лет знакомы с книгой и до того привыкли к книге, что редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, не всегда ценим и бережем её.

Слайд 2.

Но вдумайтесь: ведь книга – это наследство, которое передается от поколения к поколению. Это единственная "машина времени” с помощью которой можно совершить увлекательное путешествие.

Слайд 3.

Со страниц книг перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь, и средневековый замок, и шумный современный город, будущее планеты Земля.

Слайд 4.

Книга позволяет побывать в любой части земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей.

Слайд 5.

Говорят, что книга – источник знания. Это действительно так. Книга верно служит людям на протяжении многих веков. Она прошла долгий и сложный путь, прежде чем предстала перед людьми в современном виде. Вот об этом чуде превращения мы сегодня с вами и поговорим.

Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаг, ни, тем более книг. Все рассказы про отважных воинов, все сказки про Луну и Солнце–всё рассказывали вслух. И сейчас мы говорим про старинные истории – "предания”. Это значит, что их передавали от одного человека к другому, от поколения к поколению.

Слайд 6.

Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать увиденное и услышанное. Нарисуют озеро, рядом огромную рыбу. Картинка означает память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холм и реку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки –тропинка. Это память о дальнем путешествии. А ещё такие картинки помогали человеку вести хозяйство. "Я взял у соседа трёх быков и обязанных вернуть на исходе лета” – писал древний человек. "Я собрал хороший урожай, у меня в амбаре сорок мешков гороха”, – всё это можно было для памяти изобразить в картинках.

Слайд 7.

Очень удобная придумка – такие картинки! Они применяются и в наши дни. На спортивных олимпиадах повсюду такие "говорящие картинки”. Нарисован телефон и земной шар –значит здесь можно поговорить по телефону с любым городом. Движущаяся фигурка человека и сейчас знакома нам на пешеходных дорожках. Яркий, разноцветный светофор молча разговаривает с нами подмигивая то одним, то другим цветом и мы прекрасно понимаем эти знаки, так, как изучаем правила дорожного движения с детства. Картинки подсказывают, указывают, запрещают и разрешают.

Однако даже простенький рисунок рисовать не просто. И человек со временем старался делать рисунки всё проще и проще.

Слайд 8.

Вместо быка стали рисовать только его голову. Потом рисунок упростился и голова с рогами превратилась в три чёрточки, в знак А.Древний народ – шумеры называли быка – Алеф. Вот откуда появилась буква А.

Человек начал постепенно изобретать буквы, которыми можно было писать обо всём. Ведь люди думают, любят, сердятся, негодуют, смеются, ругаются, возмущаются. И каждый человек это делает по-своему. Разве всё это картинками расскажешь? Стали появляться первые книги.

Слайд9.

Какими же были раньше наши книги. На чём писали раньше люди и как писали?

Представьте себе глиняную плиту. В середине прошлого века археологи раскопали останки древнего города. При раскопках они обнаружили глиняные плитки, заполненные мелкими ровными строчками. Эти глиняные плитки оказались страницами книг, их возраст 5000 лет. Древняя библиотека хранила десятки тысяч книг-табличек. Уже тогда, в те далёкие времена существовали первые библиотеки-хранилища, только выглядели они по-иному, не было высоких стеллажей, как теперь, но глиняные плитки не лежали грудой, а были аккуратно разложены по плетёным корзинам. К корзинам были прикреплены глиняные ярлычки, например: "Документы, касающиеся сада” и т.д.

Здесь были сочинения по всем известным тогда наукам: по астрономии, истории, математике, медицине, а также словари, договоры, законы, сводки о военных действиях. То, что сейчас записано в учебниках истории о Вавилоне, Ассирии, учёные узнали из глиняных табличек.

Слайд 10.

В древнем Египте, на болотистых берегах Нила рос тростник. Назывался он папирусом. Это растение в два раза выше человека, ствол его в руку толщиной, у него сладкий сок. Из коры его делали сандалии и, из волокон ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папирус не сладким соком, и не кораблями. Славен он тем, что на нём писались первые книги. Было это свыше 6000 лет назад.

Слайд 11.

Сердце вин у тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы папируса склеивали в ленту, а ленту свёртывали в трубочку, напоминающую кусок обоев. Так и появились книги-свитки.

Слайд 12.

Длина такого свитка достигала шести метров.

Слайд 13.

А вот пергамцы во втором веке до нашей эры, нашли для книг другой материал, лучше папируса. Выделывали его из шкур телят, ягнят, ослов. Из шкур получался белый, тонкий, чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон.

Слайд 14.

Листы пергамента складывались в виде тетради. Тетради сшивались вместе и заключались в деревянные крышки. Они уже тогда напоминали ту форму книг, к которой мы привыкли. Всем хорош пергамент: прочен, долговечен и удобен для письма.

Слайд 15

Но этот способ изготовления не получил большого, широкого применения. Он был очень дорогим. Только для одной книжки в 700страниц нужно было истребить целое стадо животных. Приобретать такие книги могли только очень богатые и состоятельные люди.

Слайд 16.

В других странах, например Китае, применяли для письма бамбук и шёлк. В Индии – пальмовые листья. А на чём писали в Древней Руси? При раскопках в Новгороде археологи обнаружили потемневшую от времени, скрученную полоску берёзовой коры. Это была берестяная грамота. Потом было найдено ещё много таких грамот. Авторами их были крестьяне, ремесленники, учащиеся.

А вот бумага, на которой мы сейчас пишем, впервые появилась в Китае, во втором веке до нашей эры. Но китайцы в течение нескольких столетий хранили в глубочайшем секрете способ изготовления бумаги. За разглашение тайны грозила смертная казнь. Только спустя семь столетий первая бумажная мастерская появилась за пределами Китая – в Самарканде.

 

Слайд 17.

Ни один писчий материал не распространялся так широко, как бумага. Бумага легка и удобна, её можно производить в любой стране. Главное – она дешёвая. Ведь сырьём для неё служит тряпьё, растительные волокна, древесина.

Слайд 18.

Но и с приобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец.

Слайд 19.

Это была очень трудоёмкая работа. Книги были очень дорогие.

Слайд 20-22.

В публичных библиотеках они приковывались к полкам железными цепями. И простой народ естественно не мог пользоваться такими дорогими книгами. Только тогда, когда появилось книгопечатание, вместо дорогих и редких рукописей, появились сравнительно дешёвые, издававшиеся в большом количестве книги.

А кто же был первым книгопечатником на Руси?

Слайд 23.

На Руси начало книгопечатанию положил Иван Фёдоров. Это было 400 лет назад.

19 апреля 1563 года Иван Фёдоров приступил к набору первой печатной книги. На Руси за его работой с большим интересом следил царь Иван Грозный. Прошло четыре столетия с того времени, когда жил Иван Фёдоров. Искусство печатания книги за это время не узнаваемо изменилось. Умные машины делают сейчас в минуту то, на что у Ивана Фёдорова уходили месяцы, а то и годы.

Слайд 24.

С большим трудом создавали первую печатную книгу Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев.

Слайд 25-27

И была она напечатана 1 марта 1564 года. С тех пор люди научились читать и писать, всю свою мудрость они доверили книгам. Они научились делать книги, научились и хранить их.

Слайд 28.

С незапамятных времён появились библиотеки – кладовые мудрости. Самой крупной и знаменитой библиотекой папирусных свитков была Александрийская в Египте. Она просуществовала шесть столетий и имела 700 тысяч свитков с записями лучших произведений мудрецов, поэтов, драматургов. Во главе библиотеки во все времена стояли крупные учёные. Библиотеку называли одним из семи чудес света.

 

Слайд 29.

 Сейчас самая крупная библиотека в нашей стране находится в Москве и занимает целый квартал. Это Российская Государственная библиотека им. В.И.Ленина.

Она впервые появилась в Москве летом 1862 года и называлась Румянцевской библиотекой, так как была создана крупнейшим политическим деятелем начала 19 века графом Николаем Петровичем Румянцевым. Обладая большими средствами, Румянцев тратил их на покупку редких книг и рукописей, и даже целых частных библиотек.

Умирая, он не оставил завещания. Но его близкие друзья знали, что он давно уже собирался сделать своё собрание публичным. Его брат передал все коллекции и библиотеку государству. Так в Москве была открыта первая публичная библиотека, позднее она стала называться Государственной библиотекой им. В.И. Ленина.

Слайд 30.

Сейчас в каждом большом городе и маленьком посёлке обязательно есть своя библиотека, в стенах которой хранятся величайшие сокровища мира – книги. В нашем лицее тоже есть библиотека, она не такая большая как нам хотелось бы, но хранятся в ней самые лучшие, самые красивые, самые умные книжки.

Слайд 31-31.

Современные книги представляются нам самыми удобными, самыми современными по форме. Эта форма книги появилась очень давно, ещё во втором веке нашей эры. Тогда в Риме была организована первая корпорация переписчиков. Издатели начинают сшивать листы рукописей, а не сворачивать их в свитки. Вот от куда она, современная книга.

Наша страна считается самой читающей страной в мире. Книг у нас издаётся больше чем в других странах. Если взять все книги, изданные в нашей стране после Октябрьской революции и поставить рядом, то они бы могли два раза опоясать земной шар.

Литература:

  1. Львов С. Книга о книге. М.,1980.
  2. Валькова В.Г., Спаль А.Н. Книжкин дом. М,. 1990.
  3. Дацкевич В. Какделают книгу. М., 1987.
  4. Горбачевский Б. Первопечатник Иван Фёдоров. М., 1970.
  5. Зубков Б. Книжка про книжку. М., 1975.

 

 

 

Тема: Н. Н. Носов « Федина задача».

Цели:1) Познакомиться с произведением Н. Н. Носова «Федина задача».

          2) Провести исследование творчества Н. Н. Носова.

         3) Развивать выразительное чтение.

Оборудование: 1) Выставка книг Н. Н. Носова.

                            2)Портрет Н. Н. Носова.

                           3) Карточки с заданиями.

                           4) Плакаты с названиями: «Фантазёры», «Затейники».

1. Орг. момент.

2. Новая тема:

  а) - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Н. Н. Носова «Федина Задача» и проведем исследовательскую деятельность по творчеству  этого писателя.

  Выступления заранее подготовленных учеников:

  -Родился Носов на Украине в городе Киеве. В годы Учебы в гимназии увлекался музыкой, пением, шахматами, электротехникой, фотографией, писал сценарии для школьного театра и сам играл  в  спектаклях и т. д. Впоследствии это помогло ему в жизни и творчестве.

  Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он освоил несколько профессий - газетного торговца, чернорабочего, землекопа, писаря, возчика бревен.

  Потом учился в институте Кинематографии в Москве, ставил научно-популярные фильмы, учебные фильмы. Работал в сатирическом киножурнале «Крокодил». Позже поставил несколько фильмов о Советской Армии, за что был награжден орденом Красной звезды.

  Как и многие писатели, сначала Н. Н. Носов придумывал свои рассказы для своего маленького сынишки. Свой первый рассказ «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далёком 1938 году. Дети тогда любили читать журнал «Мурзилка». Рассказ понравился читателям. Там же были опубликованы и другие его рассказы «Живая шляпа», «Огурцы». После войны вышел сборник рассказов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Тук-тук-тук».

   Они сразу полюбились детям. Юмористический дар соединился с его техническими увлечениями. Читая рассказы, можно не только посмеяться, но и узнать что-нибудь новое, интересное.  Как пришить заплатку, сварить кашу, как сделать каток.

  Но наибольшую популярность принесли писателю его сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне», «Незнайка в Солнечном городе».

  В «Приключениях Незнайки и его друзей» Носов подробно рассказывает о таких машинах и приборах, устройствах и инструментах, которым  только предстояло ещё появиться.

  Первое издание «Незнайка в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 году, тогда подробно описанная в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. А сейчас такая система существует на самом деле. Значит, писатель умел заглянуть в будущее.

  Все книги Носова наполнены весёлым доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу и нельзя удержаться от смеха.

  б)Вот здесь на выставке  представлены книги Н. Н. Носова.

   в)-Давайте отгадаем названия его рассказов по первым трём буквам.

1.Авт…(Автомобиль)                                 7. Ого…(Огородники)

2. Дру…(Дружок)                                      8. Огу…(Огурцы)

3. Зам…(Замазка)                                     9. Саш…(Саша)

4. Зап…(Заплатка)                                    10. Сту…(Ступеньки)

5. Кар…(Карасик)                                      11. Тел…(Телефон)

6. Зат…(Затейники)                                   12. Фан…(Фантазеры)

г)- Сейчас мы познакомимся с рассказом «Федина задача».

   Словарная работа:

   -Обратите внимание на доске слова, которые нам встретятся в рассказе.

 Титулярный советник - высокий служебный чин в дореволюционной России.

  Полуденный - полдневный, южный.

 д) Чтение рассказа заранее подготовленными учениками.

  -Почему Федя не мог решить задачу?

  -Как вы поняли?

  - Почему рассказ называется «Федина задача»?

  -Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?

  -Сможет ли Юра растолковать трудную задачу?

  е) Словесное рисование:

  -Представьте  встречу Юры и Феди.

 ё) Чтение выразительно.

  -Прочитайте самые интересные эпизоды выразительно.

  -Скажите, а как вы готовите дома уроки?

  -Что вам для этого нужно? (Нужно делать уроки в тишине, начинать нужно с любимых лёгких предметов, а затем переходить на более трудные, отдыхать, проводить физкультминутки).

  3. Физкультминутка.

  Отдых наш физкультминутка

  Занимай свои места.

  Шаг на месте – левой, правой

  Раз – два, раз - два!

  И под ноги не смотрите

  Раз – два, раз – два!

  Руки в стороны держите.

  Друг на друга посмотрите.

  Раз – два, раз – два!

  Опустили руки вниз

  И на место все садись.

  4. Литературная викторина по произведениям Носова.

     - А  сейчас мы проверим, как внимательно вы читали рассказы и сказки.

  1 тур. Составь слова из слогов.

  - Разделимся на две команды и соберем слово из разрезанных слогов. (Фан – та – зё –ры и За – тей – ни - ки)

  - Так будут называться наши команды.

  2 тур. Угадай рассказ, отгадав загадку.

  Колкую, зелёную                                                             Не летает, не жужжит.

  Срубили топором.                                                           Жук по улице бежит.

  Колкая, зелёная                                                               И горят в глазах жука

  К нам приходит в дом. (Ёлка. «Бенгальские огни»)  Два блестящих огонька. ( Автомобиль. «Автомобиль»)

  Вильнёт хвостом туда – сюда,                                       Без ног приходит,

   И нет ёе следа. ( Рыбка. «Карасик»)                            Без языка разговаривает. ( Письмо. « Дружок»)

   На малину налетели,                                                      С хозяином дружит,

  Поклевать её хотели,                                                       Дом сторожит,

  Но увидели урода -                                                          Живет под крылечком,

  И скорей из огорода!                                                       Хвост колечком. ( Собака. «Прятки»)

  А урод стоит на палке

  С бородою из мочалки. ( Пугало. « Огородники»)

3 тур. С кем произошли эти забавные ситуации?

  Выбираем билетик, прочитав, отгадываем.

   Принял стук вороны за вора? (Костя и Витя «Тук, Тук»)   Испугался шляпы. (Вовка и Вадик. «Живая шляпа»

  Испугался волка под одеялом. ( Валя и Петя «Затейники») Улетел на Луну. ( Незнайка. «Незнайка на Луне»)                                                            

  4 тур. К какому рассказу подойдёт пословица.

  На доске записаны пословицы.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.                            Терпение даёт умение.

У страха глаза велики.                                                          За признание – прогулка, за утайку нет помилования.

5 тур. Кто кем был?

  Соедините на карточках героя и его профессию.

Пилюлькин                                          рисовал

Тюбик                                                   изобретатель

Винтик                                                  режиссёр

Цветик                                                  врач

Штучкин                                               музыкант

Гусля                                                    учёный

Знайка                                                 поэт

 - Подведем итоги викторины.

5. Итог урока.

- Вы хорошо отвечали на вопросы викторины. Мы исследовали творчество Н. Н. Носова и хорошо узнали героев его книг, полюбили их. Предлагаю закончить предложение. « Я люблю героев книг Н. Носова, потому что они … (интересные, весёлые, загадочные, улыбчивые, смешные, добрые, познавательные).

У нас получилась коллективная аннотация (краткое пояснение) к любой из книжек Носова. Прочитав её любой читатель, захочет поближе познакомиться с произведениями Н. Н. Носова.

                                       Приложение.

  Требования современного общества таковы, что ключевой задачей системы образования в нашей стране  становится воспитание и развитие свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека. Овладевая знаниями, школьники не только усваивают их научное содержание, но и развивают свои познавательные  возможности, интересы, склонности.

  В зависимости от цели урока, которая должна быть достигнута при  усвоении материала, возникает необходимость в организации определенной по характеру познавательной деятельности учащихся, которая формирует  умение слушать, наблюдать, излагать свои мысли, читать и т. д. Воспитывается эмоциональная и волевая сфера личности ребёнка.

Вместе с умственным развитием формируется потребность и умение учиться не только под руководством учителя. Но самостоятельно пополнять свои знания путем самообразования.

  При объяснении нового материала для формирования теоретических и фактических знаний применяется объяснительно – иллюстративный метод обучения.

  Для активизации познавательной деятельности используется  исследовательский метод для развития практических умений и навыков. Содержание урока включает в себя практические упражнения, направленные на одну из сфер читательской деятельности учащихся: эмоциональной сферы, сферы воображения, сферы осмысления содержания.